Служебно-соединительные ветви

Самое первое мое посещение ССВ было спонтанным. Мы с Шустриком и Энигмой шли от Спортивной на Садовую, но в результате стечения обстоятельств попасть на последнюю не удалось, и во избежание никому не нужного палева мы свернули на третий путь и пошли в сторону Невского проспекта. Тогда этот тоннель встретил нас абсолютной пустотой и могильной тишиной. Лишь в одном месте эта тишина нарушалась шумом протекающего гидранта. Мы совершенно беспрепятственно прошли от Садовой до Невского проспекта и выбросились на последнем. Другие наши экспедиции были чуть менее безупречными. Один раз нам пришлось почти бегом пробежать всю ССВ, ни разу не остановившись пофотить, так как за нами увязался какой-то мОнтер и преследовал нас упорно до самого Невского, где мы свернув к Горьковской таки от него отделались. В другой раз нам пришлось ныкаться от мотовоза в энжекторной установке, имеющейся посередине ССВ (кстати, этот межлинейник самый длинный в Питере), а как-то раз нас запалили в ПТО, которым ССВ кончается у станции Невский проспект.

Еще одна служебно-соединительная ветвь привлекала нас своей таинственностью. Много легенд ходит о наличии на ней неких спецобъектов. Ну а мы играем в данном плане роль "разрушителей мифов". К сожалению, времени на исследование этой ССВ у нас оставалость мало, поскольку путь от залаза туда ох, как долог... Итак, мы на подходах к станции Площадь Александра Невского-1. Идем по первому пути и в камере съездов сворачиваем направо и назад - в сторону ССВ. Перед последней есть развилка, где справа из ПТО торчит морда поезда. Ну а нам налево. Сразу за развилкой имеется сбойка с ПТО, а дальше тоннель круто поворачивает влево. Какой-то квадратного сечения ходок отходит под острым углом вправо и теряется в тьме. Сунулись туда, - наткнулись на тупик. Идущие по стене кабели уходят в пол, предположительно, на второй путь ПЛ. Увы, это не спецобъект. Почти сразу за кабельником слева есть ОВУ. Полазка туда никаких результатов не дала - это самое обычное метрошное ОВУ. Через некоторое время поворот кончился и тоннель стал прямой как стрела. На этом прямом участке мы нашли сразу два объекта, которые нас весьма заинтересовали. Это энжекторная установка и МК с обводным каналом. В первую мы без проблем слазили, но ничего особенного там не нашли. То же самое, что и на ССВ 5-2. Отходящий от основного тоннеля рукав с вентилятором. Действует как пылесос - в один ходок влетает, из другого - вылетает. А вот ОК вокруг МК нас порадовал. С нашей стороны вход в него ничем не примечателен, а вот другой вход... Там мы обнаружили то, что увидеть не ожидали. Такие конструкции мне доводилось видеть в Московском метрополитене, а в Питере все утверждают, что их нет. ВВ - вентвыход - система фильтро-вентиляционных установок на случай атомной войны. Только в Москве они стоят в подходняках у вентшахт, а у нас это чудо зачем-то запихали в ОК вокруг гермы. После МК тоннель снова круто заворачивает влево и показывается еще одна ОВУ, точно такая же, как и первая. А вот за ней поворот кончается и взгляду открывается красивая картина: тоннель спускается вниз и входит в ПТО. Справа виден небольшой проход, немного похожий на СУ, но, в отличие от последнего, находящийся немного ниже уровня рабочего тоннеля. Что это такое нам до сих пор неясно, но, учитывая близость перегона Площадь Александра Невского-2 - Елизаровская, мы предполагаем, что этот ходок имеет с последним сообщение. Пройдя ПТО, мы выходим в камеру перекрестного съезда. Сзади слева в нее входит оборотный тупик, в котором виден поезд. Спереди развилка на два перегонных тоннеля НВЛ. К сожалению, отфоткать это чудо я не успел, потому что со стороны станции к нам бодрой походкой направлялся мОнтер, и нам пришлось от него быстро драпать во избежания запала. Смывшись от мОнтера, мы вышли на НВЛ, но это уже другая история. Итак, за этот поход нами был разрушен один из наиболее распространенных мифов о Питерском метро, утверждавший, что ВВ в Питере нет. Теперь я открыто заявляю - ВВ есть, только поставлены они в нехарактерных для них местах. Что касается спецобъектов, то что-либо утверждать еще рано, пока остаются необследованными ПТО на ПлАНе-1 и оборотный тупик на ПлАНе-2. Но когда-нибудь мы гобязательно снарядим туда экспедицию и раскроем тайну ССВ 4-3. Все еще впереди.

На ССВ 1-3 мы вышли со стороны станции Площадь Восстания. Здесь мы второй раз увидели камеру съездов, выполненную в монолитном бетоне (первая была возле Техноложки заброшенная). У самой станции в обоих тоннелях есть недостроенные камеры МК, но сфотографировать их не удалось из-за непосредственной близости станции. Сразу за камерой съездов есть ПТО, а за ним начинается ССВ. Именно здесь я увидел самые брутальные подземные пейзажи. В одних местах тоннель подтекает, в других частично раскрошены ребра жесткости блоков, пол везде усеян мелкими обломками бетона и прочим шитом, стены покрыты вековой пылью... Все это производит удручающую картину запустения. Удивительно, как этот тоннель довели до такого состояния?! Хорошо хоть освещение не подкачало: множество ламп дневного света позволило сделать множество красивых фоток. Тоннель частично сделан из чугунных тюбингов, частично из бетонных блоков старого образца. Почти на всем своем протяжении тоннель круто заворачивает вправо. Лишь посередине есть прямой участок. Банкетка отсутствует, какие-либо дырки тоже. Кроме одной... Примерно посередине ССВ справа имеются два ходка, обозначенные табличками "СУ 363". Казалось бы, обычный туалет на случай атомной войны, но почему два ходка? Сунулись туда. Это оказался сортир с самой причудливой архитектурой из всех, виденных нами раньше. От рабочего тоннеля отходит ход, разделенный на две половины - мужскую и женскую. Он круто заворачивает влево и далее идет параллельно рабочему тоннелю. Через двадцать метров он выходит в сам сортир. Несколько кабинок и писуар, красноречиво говорящий, что мы находимся в мужском отделении СУ. После писуара направо отходит маленький "аппендикс" В нем есть лестница, ведущая вниз, в машинное отделение, а напротив нее - закрытая герма, ведущая в СКВ. Последнее, видимо, затоплено, так как из под гермы все время течет какая-то жижа, по консистенции напоминающая нечто вроде соплей. Сие чудо стекает через лестницу в машинное отделение, затопленное уже по самые двигатели. Вскрывать герму мы побоялись, так как могли оказаться в этой жиже по уши. За "аппендиксом" из сортира выходит точно такой же ходок, как и вначале, круто заворачивает налево и выходит в рабочий тоннель. После крутого поворота направо ССВ заканчивается камерой съездов размером с небольшой школьный спортзал, выполненной из обычных бетонных тюбингов. Отсюда два съезда ведут в два рабочих тоннеля НВЛ на станцию Маяковская, где мы и выбросились.

По ССВ 5-4 мы прошли, когда она еще была рабочим перегоном Садовая - Достоевская до пуска Фрунзенского радиуса. Причем, это единственная в Питере двухпутная ССВ. Здесь же мы увидели нестандартные межтоннельные сбойки - самые необычные из всех, виденных нами ранее. Первая начиналась как сортир на случай атомной войны, похожий на аналогичные на второй линии. Различие заключалось в том, что вместо задней стенки или выхода в рабочий тоннель мужское и женское отделения сортира объединялись и широкий освещенный тоннель приличной длины выходил на второй путь. На табличке возле этой чудо-сбойки вместо привычной надписи "СУ - ..." красовалось "Аварийный выход на первый путь". К чему бы это?.. Следующие несколько сбоек были выполнены в виде очень узкого прямоугольного коридора, идущего между тоннелями под углом и имеющего возле выхода на первый путь новенькую дверь с импортным доводным устройством. Возле станции Достоевская слева к рабочему тоннелю второго пути примыкал темный тоннель без рельс - будущий перегон на Спасскую. Он кончался тупиком через 20 метров от камеры съездов. Было прикольно стоять там и слушать звук отбойных молотков, долбящихся со стороны Спасской. Еще одна сбойка соединяла оба рабочих тоннеля перед самой станцией. На входе в нее было написано "Вход строго по пропускам". Ну мы туда и без всяких пропусков прошли =) Посередине от этой сбойки в сторону станции отходил узкий тоннельчик, видимо ходок в СТП. Справа, если стоять лицом к Достоевской, к первому пути выходил темный тоннель без рельс - уже пройденный перегон на Спасскую. Через метров 20 там была герма, открытая нараспашку. За ней решетка, по уверению Румма непроходимая, по нашему наблюдению проходимая очень легко и бесшумно. Беда в другом. За решеткой тоннель перекрывает бетонная стена без какого-либо намека на дверь. Единственное отверстие в этой стене - вентилятор. Теоретически проникнуть туда можно, если всунуть в вентилятор какой-нить дрын, чтобы он не крутился, но оттуда были слышны голоса и шум механизмов - работы шли полным ходом, поэтому от этой затеи пришлось отказаться.

Наверх
Hosted by uCoz