Спортивная
Спортивная - очень необычная станция. Это бросается в глаза сразу же, как только выходишь из поезда. Как оказалось, много необычного и интересного существует и вокруг этой станции. Исследование системы Спортивной заняло очень много времени. Было проведено немало экспедиций, пережито много приключений... Обо всем этом повествуется на этой странице, посвященной таинственной станции-загадке.
Все не раз, наверное, видели, что на станции метро Спортивная с одной стороны нет путей, а какие-то непонятные тоннели перегорожены стальными листами. Вот мы с Шустриком и решили посмотреть, что же скрывается за этими листами. А там есть на что заглядеться. Именно отсюда когда-то было начато строительство кольцевой ветки Петербургского метрополитена. Станция Спортивная - двухэтажная и планировалась как пересадочная с кроссплатформенным переходом, в результате чего заделы под кольцевую есть и на первом и на втором этажах станции. Начать мы решили со второго этажа (нам показалось там легче).
Не буду рассказывать, как мы оказались за железной стенкой, но оказались мы в тоннеле кольцевой на стороне Васильевского острова. Первым делом пописали, ибо очень хотелось, и мы еще не подозревали, к чему это приведет. Огляделись. Сам тоннель перекрыт гермозатвором, на котором я насчитал 6 датчиков. Но перспективы все же есть. Сбойка с перегоном Садовая - Спортивная и лаз в подплатформенный коллектор. После недолгих споров мы решили сначала лезть в сбойку. Вход в нее был высоко, поэтому пришлось ползти от лестницы в тоннельный пост по стене, цепляясь за провода. Проползли недолго, т.к. загорелся рабочий свет. Оно, конечно неспроста, поэтому мы спрыгнули на пол и стали искать, что же мы могли сорвать. Тут я увидел то, на чем стоял Шустрик в момент включения света и все сразу стало понятно. Небольшая вертикальная планка, а напротив нее вторая. но мокрая. УКПТ!!! Мы юркнули в нашу нычку и стали ждать. Но ни ментов, ни мОнтеров не было. Была тетка - дежурная по станции, которая пришла, посмотрела в тоннель и ушла. Мы выбросились. Потом, вспоминая этот залаз, мы поняли тот факт, что сорвали УКПТ уж слишком извращенским способом. Минимум пять раз прошли между планками, на одну нассали, на вторую наступили. Неплохо для начала.
На второй заброске мы уже были осторожнее и полезли сперва в коллектор. От него не было никаких отвороток и пройдя его весь мы очутились в тоннеле кольцевой, направленном в сторону Петроградской. Там тоже стоит УКПТ, но мы вовремя заметили его и перелезли. Пошли по тоннелю. 300 метров - тупик. Можно было б повернуть обратно, если бы не один маленький факт - от тоннеля влево шла сбойка с перегоном Спортивная - Чкаловская. Разумеется мы в нее полезли. Захватывающее зрелище, когда мимо тебя на близком расстоянии проносится поезд. В рабочий тоннель решили не лезть и, посчитав, что на сегодня хватит, выбросились.
Перед следующей экспедицией мы прокатились на поезде от Спортивной до Чкаловской, смотря в окно. Увидели нашу сбойку и почти сразу за ней дырку вправо с лестницей наверх. Дальше шел почти голый тоннель с редкими сбойками на слишком большом расстоянии друг от друга, поэтому кроме замеченной дырки перспектив не было. От сбойки с кольцевой до дырки 10 метров мы прошли не торопясь. Дырка оказалась двухэтажной. Лестница вела к двум дверям наверху, а под ней еще одна дверь. Сначала мы зашли в верхний этаж. Это не что иное, как туалет. Две двери ведут в мужское и женское отделение. Туалет рассчитан на большое количество людей и видимо предназначен на случай атомной войны, когда метро для кого-то станет домом. Там есть и писуар, и раковины и унитазы для справления нужды по-большому. Все помещения вентилируются, проложен трубопровод. В одном месте есть люк в полу, ведущий в камеру сточных вод. Рядом поплавковый механизм регулировки уровня фекалий в камере. В самом конце туалета есть помещение со скважиной для откачки фекалий наверх. Открывание кранов показало, что Водоканал отключил метрополитену воду. За неуплату что ли? Затем мы спустились на нижний этаж. Там оказался машинный зал. Именно здесь стоят насосы для опустошения камеры стоков, вентиляторы и щиты управления всем этим добром. За стенкой - камера с фекалиями. Все находится в состоянии характерного для совкового периода бедлама.
Первый раз определенные идеи пролезть на нижний ярус станции были более чем абсурдными. Мы с Шустриком хотели проникнуть в подплатформенный коллектор через маленький круглый люк на платформе. Но поковыряв несколько люков мы выяснили, что под каждым из них торчит пожарный гидрант и пролезть там без шума не удастся. К тому же коллектор нижнего этажа в отличие от верхнего оказался поистине едрических размеров. Даже если бы мы и спустились туда по стояку гидранта, мы не смогли бы выбраться наверх. Пришлось искать другой путь... Вторым вариантом попадания был прыжок с платформы и ныряние в коллектор из рабочего тоннеля. Вариант отчаянный, но вполне выполнимый. Мешали только люди. Во время интервала между поездами на платформе всегда кто-нибудь находился, так что и этот вариант пришлось забраковать. Наиболее оптимальный вариант попался совершенно случайно во время очередного брожения по платформе. Дырка была идеальная по всем понятиям. чистая, легкая и относительно незаметная и как следствие непалевая. Она позволила нам попасть в помещение прямо между рабочим тоннелем и одним из двух кусков кольцевой. Оттуда вели дыры в оба этих тоннеля и под платформу. Сначала мы спустились под платформу. Там было светло и не приходилось нагибать голову. Высота и ширина коллекторов действительно оказались едрическими, но мало того, от них вели многочисленные двери в подплатформенные помещения. Идти по коллектору было слишком стремно, из помещений мог кто-нибудь выйти, туда мог кто-нибудь зайти. По всему было видно, что это место посещается мОнтерами весьма часто. Поэтому рисковать мы не стали и поднялись по боковому трапу в тоннель кольцевой. Как я и ожидал, тоннель оказался перекрыт гермухой, но каково же было наше удивление, когда прямо напротив нашей лестницы мы обнаружили еще один тоннель. Узкий коридор уходил перпендикулярно тоннелю и поворачивал за станцию. Быстро поискав глазами УКПТ и обнаружив его на безопасном расстоянии мы перешли в этот загадочный тоннель. Сразу же как только мы завернули за угол и пошли параллельно станции стало понятно назначение этого тоннеля. Через каждые 10 метров от него к станции шли зарешеченные трубы. Вентканал. Интересно, что он двухъярусный. Верхний ярус идет прямо над нижним и от него трубы идут к верхнему этажу станции. Пройдя по этому тоннелю мы обогнули станцию и вышли во второй тоннель кольцевой. Я рассчитывал дойти по нему до сбойки с рабочим тоннелем, строя аналогии с верхним ярусом, но пришлось сильно удивиться, когда мы вылезли из вентканала, перелезли через УКПТ и пройдя метров 30 наткнулись на герму. Герма была закрыта и заперта на замок. Инструментов для вскрытия у нас не было, а дующий через щель из-за нее ветер и отчетливо слышимый гул поездов красноречиво говорили о наличии ожидаемой сбойки, а возможно и прохода к ВШ. Пришлось поворачивать и возвращаться. На обратном пути я фоткал, а Шустрик снимал видео. Перед самым выбросом нам пришла в голову безумная идея еще раз спуститься под платформу и отснять кабельник. Чем мы и занимались в то время как к нам неспешно подкрадывался мОнтер СКМ... Запал. 100% запал. мОнтер отвел нас сначала к КШ, а затем наверх в ментовку. Там у нас изъяли видеокассету, подтерли флэшку и взяв с нас все нужные штрафы отпустили.
В ходе дальнейшего исследования Спортивной нами были обнаружены две запертые гермодвери. По нашим предположениям они должны вести именно в остальную часть кольцевой линии, а именно в систему шахты № 516, являющуюся законсервированным объектом метростроя. И вот собрались мы втроем - я (MegaVolt), Язычник и Сержант возле телепорта с целью вскрыть одну из этих гермух. Телепорт, увы, был несовершенен и смог забросить нас только до туалета на перегоне Чкаловская - Спортивная. А до гермухи отсюда ой, как далеко... Делать нечего, решили бежать. Сперва замерили интервал в движении поездов. Полторы минуты. Негусто, но вполне приемлемо. Пропустив поезд, мы выскочили в рабочий тоннель и что есть силы понеслись вперед. Бег ощутимо затрудняли автостопы, автоведение, всякое кабло и запасные рельсы, лежащие между банкеткой и путями. Бежать же по банкетке было опасно, - мы могли зацепиться рукавом за закладные кабелей и потерять драгоценные секунды. Через 50 секунд мы, запыхавшиеся, но счастливые, ввалились в сбойку. Послышался гул, задрожал пол и стены, - прошел поезд. Половина пути пройдена. Далее предстояла еще одна перебежка, чуть более длинная. Отдохнув немного и пропустив поезд, мы очертя голову ринулись по шпалам. Топот ног то и дело прерывали выкрики "Автостоп!", "Кабло!", "Рельса!"... А вот и она - дырка. Узкий невысокий ходок отходит от тоннеля направо и идет вверх. Мы запрыгнули туда и повалились на бетонный пол. С гулом и грохотом мимо дырки пронесся состав. Прежде чем приступать к вскрытию гермодвери, необходимо успокоиться и выровнять дыхание. Вскрытие гермухи заняло немного времени, и мы вступили на территорию метростроя. Узкий ходок оканчивается лестницей вверх, которая, круто загибаясь, вывела нас в широкий тоннель - будущий перегон кольцевой линии. Идти решили по левой руке. Через метров двадцать тоннель закончился тупиком, возле которого мы обнаружили вторую герму, также выходящую в рабочий тоннель метро, чуть ближе к станции, чем первая герма. Больше ловить в этой стороне нечего и мы пошли назад. Тоннель через 300 метров уперся в закрытый гермозатвор. По всей видимости это тот самый гермозатвор, который мы видели с другой стороны при исследовании окрестностей станции Спортивная. Чуть не доходя до гермы обнаружился отходящий вправо ходок. Нарисованная черной краской на стене тоннеля стрелка с надписью красноречиво говорила о том, что это подходняк к стволу 516. Мы пошли туда. После поворота мы наткнулись на закрытую железную дверь с герконом. Проадминив геркон, мы открыли дверь и увидели, как луч фонарика рассеивался в кромешной тьме огромного пространства. Мы смело шагнули туда, позабыв обо всем на свете. Это и было нашей ошибкой. Я, шедший впереди с Язычником, почти одновременно услышал крик Сержанта сзади "Стоять!" и громкий щелчок сбоку и увидел быстро имгающую красную лампочку. Тут же мы все втроем выполнили военный маневр "кру-у-гом" и понеслись к спасительной герме. Удастся ли нам свалить, полностью зависело от того, насколько расторопными окажутся мОнтеры в ответ на сработавшую сигналку. Однако мы успели добежать до гермы и запереть ее за собой. Немного отдышавшись и пропустив поезд, мы побежали к телепорту, где благополучно выбросились.
На следующей заброске мы твердо решили быть внимательнее и не палиться таким глупым и безпонтовым образом. Телепорт на этот раз был доработан до нужной версии и доставил нас прямо на искомый объект. Без особых усилий мы добрались до того места, где в прошлый раз сорвали сигналку. На этот раз мы ее благополучно проадминили и проникли в руддвор шахты 516. Воистину, это самый огромный руддвор из всех, что я когда-либо видел. Высота до свода такая, что дух захватывает, а ширина позволяет устроить здесь шестиполосное скоростное шоссе. По слухам здесь в будущем должна разместиться СТП, но места здесь с избытком хватило бы для трех или четырех СТП. Осторожно, внимательно осматривая стенки на предмет наличия еще какого-либо неприятного сюрприза, мы продвигались через руддвор. В одном месте он заметно сузился, а сверху капала вода. Здесь, как по команде, мы задрали головы. Вверх уходил ствол шахты довольно солидной ширины, но сравнительно небольшой глубины. Метров 45 на глаз. вверху был виден мостик и крыша стандартного метрошного венткиоска. Ни клетей, ни лесоспуска, ни даже лестницы не было и в помине. Голая вертикальная труба из тюбингов. Поглазев на это восхитительное зрелище, мы двинулись дальше по руддвору, но вскоре были остановлены неожиданным препятствием. Руддвор перегородила бетонная стенка с железной дверью, запертой и снабженной сигналкой, и встроенным в эту стенку карлсоном (стандартный метрошный вентилятор). Проадминить этот тип сигналки не представлялось возможным, поэтому про дверь пришлось забыть. К тому же прямо перед ней оказались установлены шторки УКПТ, и открывшаяся дверь неминуемо сорвала бы их. После недолгого обдумывания создавшейся проблемы было принято решение проползти между лопастями карлсона. Но поскольку все щиты управления карлсоном были с другой стороны, а когда его могут запустить мы не знали, постольку это решение могло быть смертельным для нас. Если карлсон запустится в момент пролезания по нему человека, последний тут же превратится в фарш. В связи с этим мы решили не торопиться, а сначала собрать побольше информации о карлсоне и о том, как его можно заблокировать.
На последней вылазке нас было двое, т.к. Сержант уехал навсегда из Питера, как это ни прискорбно. Мы задались вполне определенной, но невероятно рискованной целью - проползти через карлсон. Придя на место, мы скинули все лишнее в руддворе. С собой решили взять фонари, фотик, штатив и набор инструментов на всякий пожарный. Рюкзаки со сменной одеждой и хавкой остались ждать нашего возвращения. Сплюнув трижды и перекрестившись, я полез первым. Как бы вам передать то, что я ощущал, находясь внутри карлсона? Доводилось ли вам бывать в Саблинских пещерах, а именно в местечке под названием "трамвай"? Представьте, что вы ползете по этому "трамваю", тащите с собой самоспал, фотик, штатив и инструменты (отвертки, разводник и два минидомкрата), а стенки от прикосновений к ним приходят в движение, причем разные участки движутся навстречу друг другу. Представили? Теперь вы чуть-чуть понимаете, какие у меня были ощущения. Ко всему прочему прибавлялся страх за собственную жизнь и беспокойство за жизнь Язычника, лезущего следом за мной. Но вот страшный вентилятор преодолен, и я спрыгнул на бетонный пол и помог вылезти Язычнику. Посмотрев вперед, мы поняли, что подвергались такому риску не зря. Здесь руддвор кончался и вперед уходил широкий тоннель, уходящий прямо с подьемом наверх куда-то в темноту. Мы пошли вперед. Через метров тридцать мы с удивлением обнаружили отходящий вправо тоннель, круто уходящий вниз. Если первый тоннель - подходняк, то это тогда что? Решили сперва пойти по новому странному ходу. Он, опускаясь все ниже и ниже, круто заворачивал влево и, очевидно, проходил под первым тоннелем перпендикулярно ему. Загадочный тоннель оказался довольно длинным и привел нас в еще один тоннель, к которому этот подходил под углом 90 градусов. Мы повернули налево и, пройдя 50 метров уперлись в запертый гермозатвор. Теперь все стало на свои места. Мы находились в нижнем северном перегонном тоннеле кольцевой линии, а первый тоннель вел, видимо, в верхний. Мы развернулись и пошли по этому перегону на север. Его длина оказалась полторы сотни метров, пройдя которые мы вышли в демонтажную камеру проходческого щита. Она была немного подтоплена и вода с поверхности покрыта толстой пленкой нефтепродуктов. Мы вернулись назад и пошли по первому тоннелю прямо. Он явственно шел вверх, потом резко перешел в узкий ходок, который под острым углом выходил в верхний перегонный тоннель. напротив подходняка от него отходил еще один такой же узкий ходок. Мы в него сунулись, но наткнулись на забутовку, шум за которой дал нам понять, что там рабочий тоннель метро. Посередине этого ходка в сторону станции был намечен задел под будущий легендарный второй выход со Спортивной на Васильевский остров. Выходит, что травтолаторный тоннель так и не был пройден вопреки уверениям некоторых людей. Вернулись в перегонный. В сторону станции прошли около семидесяти метров и увидели перекрывающий тоннель гермозатвор. Пошли на север и через 200 метров от затвора увидели тупик. Справа от него был задел под какой-то ходок, возможно сбойку, но нижний тоннель до этого места еще не пройден. Таким образом исследование законсервированной кольцевой линии завершено, и мы благополучно выбросились.